Вторник, 20.10.2020, 12:15
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им.Г.И.Шелехова"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 178
Статьи
[13.12.2019][Cтатьи]
Кто имеет право на получение бесплатной юридической помощи в Курской области? (0)
[15.06.2018][Материалы к урокам]
Презентация на конкурс "Учитель здоровья 2017" Дипломант Е.А. Ермоленко (0)
[21.06.2017][Cтатьи]
Методические рекомендации по профилактики зацепинга среди несовершеннолетних (0)
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей


Лексика. Культура речи.
Презентация "Лексика. Культура речи."


Презентация для урока: Лексика. Культура речи.
Количество слайдов: 8
Автор презентации: Строганова Татьяна Михайловна, учитель русского языка и литературы МБОУ 
«Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И.Шелехова» 


Тема урока: повторение по теме «Лексика. Культура речи». (слайд 1)

Цель: повторить ранее полученные сведения по лексикологии; прививать интерес к работе со словарями; развивать устную и письменную речь; воспитывать культуру речи.

I Организационный момент.

II Сообщение темы и целей урока.

Эпиграф к уроку (слайд 2).

- И на самом деле в русском языке столько слов, что можно все объяснить и описать. А чтобы наша речь была правильнее и красивее, мы можем заменять слова близкими по своему лексическому значению, противоположными по смыслу словами.

Давайте ответим на 1 вопрос учебника на странице 149. ( Лексика - это словарный состав языка.)

Правильно. Все слова являются словарным составом языка, или лексикой.

И сегодня на уроке мы повторим тему «Лексика. Культура речи».

III Работа по теме урока.

- Прослушайте стихотворение, вспомните языковые понятия.

Антонимы, синонимы, как думаете, кто они?

Антонимы – воители, синонимы-строители.

Антоним вечно спорит, синоним ряд построит.

Синоним сообщает, что алый, тот же красный,

Антоним возражает:

- Цвет черный тоже страстный!

Ему скажешь:

- Холодный!

-Горячий бесподобно!

Предложишь:

-Помолчим.

-Нет! Лучше покричим!

И в спорах постоянно твердит свое упрямо.

Синоним же покладист, свои слова приладит.

-Зеленый?

-Изумрудный!

-Вопрос тяжелый.

-Трудный!

-не правда ли, чудесно?

-Еще бы! Все прелестно!

Антонимы, синонимы…

Теперь понятно, кто они?

1 Игра – словарный диктант «Кто быстрее вспомнит?» (Слайд 3).

 К доске идет от ряда тот, кто вспомнил слово (словосочетание),  которым можно продолжить фразу, записывает его на доске. Учащиеся списывают в тетради.

(Лексику, лексикология, лексическое значение, однозначными, многозначными, переносное, антонимами, омонимами,  синонимами.)

2 Богатство языка. Выставка словарей.

- Обратите внимание на словари, которые помогают нам найти точное слово, выражение, украсить свой язык.

 Каждый словарь существует для определенных целей: открыв один, мы сможем узнать лексические значения нужных слов, выражений; открыв другой,- историю слова (учитель демонстрирует словари, приводит примеры).

3 Поговорим…  об антонимах.

-Ответьте на 6 вопрос учебника на странице 149.

- Что вы можете сказать о названиях произведений на основании этих данных?

Пьеса драматурга А.Островского «Волки и овцы»; роман Л.Н.Толстого «Война и мир»; рассказ А.П.Чехова «Толстый и тонкий»; роман К.Симонова «Живые и мертвые». (В названиях этих произведений есть антонимы.)

 -Укажите антонимы (слайд 4).

- Выполните упражнение 364 из учебника.

Индивидуальное задание. Подчеркните в тексте антонимы.

   Странный в сентябре лес – в нем рядом весна и осень. Желтый лист и зеленая травинка. Поблекшие и зацветающие цветы. Сверкающий иней и бабочки. Теплое солнце и холодная радуга.

  Увядание и расцвет. Тишина и песни. И грустно, и радостно.

4 Поговорим… о синонимах.

Творческий диктант. (слова для справок). (слайд 5).

Подберите к глаголам разговорной речи синонимы литературного языка.

   Болтать (говорить), глазеть (смотреть), скинуть (пальто) (снять), сообразить (догадаться), стибрить (украсть), тащиться (идти медленно).

Индивидуальное задание. Перепишите синонимы в порядке усиления действия.

1.      Бояться, опасаться, трусить, робеть, трепетать.

2.      Восхищаться, хвалить, превозносить, одобрять.

3.      Шептать, кричать, сказать, воскликнуть.

4.      Изумительный, хороший, превосходный, прекрасный.

5 Поговорим…  о многозначных словах.

- Ответьте на 2 вопрос учебника на странице 149.

- Установите по данным предложениям, какие значения имеет слово голова. (Слайд 6).

Задание.  Назовите значения многозначных слов: бежать, бирюзовый, земля. Составьте с каждым словом по два словосочетания с разным значением.

6 Поговорим… об омонимах.

- Прочитайте шуточные стихотворения Я.Козловского, укажите в них омофоны, затем омоформы.  (слайд 7).

(Омофоны: сноса-с носа; от мыла - отмыла. Омофоны –это слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание.)

( Омоформы : поля – Поля; Сережка – сережка. Омоформы – это слова,  совпадающие в своем звучании лишь в некоторых грамматических формах.)

- Укажите в стихотворении А.Барто омографы. (Слайд 8). Вспомните, что такое омографы? (омографы-слова одинаковые по написанию, но разные по произношению.)

- Ответьте на 4 вопрос учебника на странице 149.

- Запишем 2 предложения.  Укажите  в них омонимы.

    Всю комнату заставил мебелью.  Накрапывающий дождь заставил меня вернуться в палатку.

- Одно и то же значение у выделенных слов? (нет.)

- Выделите грамматическую основу в данных предложениях.

IV Рефлексия.

- Что мы сегодня повторили?

- Какие слова обогащают нашу речь?

Домашнее задание. Подготовиться к контрольному диктанту. Упражнение 362.


Скачать презентацию "Лексика. Культура речи."

Категория: Материалы к урокам | Добавил: Igor (25.03.2013) | Автор: Строганова Татьяна Михайловна
Просмотров: 2244 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Участник конкурса
Праздники

Profilaktika grippa
ELEKTRONIYJURNAL
DobrovolciRossiiRF

GTO