Вторник, 20.10.2020, 12:18
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ "Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им.Г.И.Шелехова"

Меню сайта
Наш опрос
Оцените наш сайт
Всего ответов: 178
Статьи
[13.12.2019][Cтатьи]
Кто имеет право на получение бесплатной юридической помощи в Курской области? (0)
[15.06.2018][Материалы к урокам]
Презентация на конкурс "Учитель здоровья 2017" Дипломант Е.А. Ермоленко (0)
[21.06.2017][Cтатьи]
Методические рекомендации по профилактики зацепинга среди несовершеннолетних (0)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей


История России 6 класс "Восточные славяне"

 

ТЕМА: "ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ".

ЦЕЛЬ УРОКА: Обеспечить усвоение учащимися знаний о занятиях, быте, верованиях и общественном устройстве восточных славян.

Задачи урока:

  1. Познакомить обучающихся с процессом расселения восточнославянских племён в древности;
  2. Дать обучающимся общее представление о занятиях и быте древних славян.
  3. Формирование умений работать с картой;
  4. Способствовать овладению технологией исторического исследования на основе использования исторических источников; учебника, иллюстраций;
  5. Развивать умения работать в группе;
  6. Воспитывать глубокое уважение к истории Отечества и чувство патриотизма.

Оборудование:

* учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. «История России с древнейших времен до конца XVI века» 6 класс - М.: Просвещение, 2014 г.;

 

  • Карта "Киевская Русь в IX - начале XII вв";
  • словарики;
  • иллюстрация "Одежда восточных славян", «Славянский посёлок», «Жилища славян», «Орудия труда»;
  • Проектор, интерактивная доска, компьютер.

 

ЭПИГРАФ: "Оглянись на предков наших, На героев прошлых дней. Вспоминай их добрым словом -Слава им, борцам суровым!

Слава нашей стороне! Слава русской старине!"

                                                                Н. Кончаловская.

Ход урока.

I. ОРГ.МОМЕНТ

II. АКТУАЛИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННЫХ  ЗНАНИЙ

Здравствуйте, ребята!

Сегодня у нас с вами немного необычный урок. Чтобы узнать  тему нашего урока предлагаю вам вместе со мною разгадать кроссворд.

Слова в нем будут основными понятиями из домашнего задания (слайд 1) 1.Произведение, создаваемое народом (сказка)

2. Источник изучения истории, записи происходивших событий, составленные по годам. (летопись)

3.Вещественный исторический источник (картина)

4. Наука о языке (лингвистика)

5. Наука, изучающая историческое прошлое (археология)

6. Люди, живущие с нами в одно время (современники)

7. Люди, которые жили перед нами (предки).

          Учитель: Прочитайте слово в выделенных клетках.  Сегодня мы будем говорить с вами о славянах, а точнее о восточных славянах.(Слайд 2) Запишите тему урока в тетрадь.

     Мы узнаем, где селились славянские племена, познакомимся с их образом жизни, основными занятиями, нравами, запишем их определения в наши словарики.

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

 

ПЛАН (слайд 3)

1.      Происхождение и расселение восточных славян.

2.      Занятия славян

3.      Быт и нравы.

4.      Верования.

5.      Общественный строй и управление.

 

1.      Происхождение и расселение восточных славян.

А) Объяснение учителя

--- В 5 веке нашей эры славяне заняли территорию, простирающуюся  от Чёрного до Балтийского моря. В ходе расселения образовалось три ветви славян – восточная, западная и южная. (Показывает на карте). (Слайд4)

 Наши предки – восточные славяне  заселили  большую часть Восточно-Европейской равнины. (Показывает на карте) (Слайд5)

      Первоначально восточные славяне жили каждый своим родом, т.е люди объединялись  в группы на основе кровного родства. Несколько родов объединялись в племя, а несколько племен – в племенные союзы.

            В 9 веке уже проживало 12, а по некоторым данным 15 восточнославянских племенных союзов.

            О ранней истории восточных славян, как и вообще об истории Древней Руси, мы знаем благодаря русским летописям. Самая первая летопись, дошедшая до нас, называется «Повесть временных лет». Ее написал монах Нестор в начале 12 века. (Слайд 6)

"В монастырской келье узкой,

В четырех глухих стенах

О земле о древнерусской

Быль записывал монах.

Он писал зимой и летом,

Озаренный тусклым светом.

Он писал из года в год

Про великий наш народ."

   А написал он "Повести временных лет" где содержатся самые ранние сведения о восточных славянах.

 Б) Выполнение задания учащимися.

Используя текст "Повести временных  лет"  и  карту  заполнить  таблицу "Расселение восточных славян".

В) Проверка выполненного задания (слайд 7)

Г) Работа по карте

--- Ребята, а теперь поработаем с картой. Перед вами на карточках даны  название племени. Работаем в парах. Ищем  месторасположение этого племени на карте  и показываем  его на карте. (карта учебник с.37 и интерактивная доска слайд 8)

2.      Занятия славян.

А) Беседа.

----Ребята, как вы думаете,  почему именно на этих территориях остановились славяне. Я предлагаю вам прослушать, как описывает места того времени поэтесса Наталья Кончаловская и ответить на  поставленный вопрос.

Много было в чаще бора и медведей, и волков,
Много уток на озёрах, на болотах куликов.
Коршун вился над лугами, и лосиною тропой
Зверь с могучими рогами выходил на водопой.
Поселялись люди редко на реке, в глуши лесной,
Только предки наших предков появлялись тут весной.
Толь в ладьях они приплыли, толь верхами, толь пешком,
Посидели, обсудили, осмотрели всё кругом

И решили: Места много, есть что есть и есть что пить!
Помолились люди Богу, стали строиться и жить.
(Ответ учащихся  – места были водные, охотничьи, медовые.)

--  А чем же занимались  в этих богатых местах восточные славяне?

Б) Работа по тексту и составление схемы.

-- Прочитайте   второй  пункт учебника составить схему: "Занятия славян" (слайд 9)

В) Работа со словарными словами.

Бортничество – запись в словари.

Г) Выполнение заданий из тетради на печатной основе.

 -- Возделывать землю было сложно. Я предлагаю вам выполнить задание в №3 с. 5 в тетради на печатной основе и ответить на вопрос: «Какими способами славяне возделывали землю» (слайд 10)

Физкультминутка. 

3. Быт и нравы.

А) Рассказ учителя.

“Утро, пробуждается природа.

     Первые рассветные лучи

     На воротах древнего поселка

     Отблески оставили свои.

     Здесь живет народ,

     высокий и красивый, -

     Светлоокие и сильные мужи,

     Женщины, изящные, как ивы,

     Дети, словно крепкие дубки.”

Так описывает славян Н.Кончаловская. (слайд 11)

Б) Работа с документом.

-- Как же рассказывает о славянах византийский писатель Прокопий Кесарийский. Работа с документом с.22

В) Объяснение учителя

-- Славянские поселки располагались по берегам рек и озер. Они состояли из 5 – 10 дворов. В лесной зоне дома в виде деревянных срубов, а в лесо-степной это полуземлянки. (Слайд 12)

При объяснении материала использую картину “Славянский поселок” с.18 учебника

4. Верования

А) Беседа

--- Славяне были язычниками. Как вы это понимаете?

Б) Работа с текстом учебника и выполнение задания из тетради на печатной основе.

 -- Прочитайте п.4 и решите кроссворд № 4 с.6

В)Проверка выполненного задания (слайд 13-18)

Ярило – бог Солнца

Перун – бог грома и молнии

Стрибог – бог ветра

Волос – покровитель скотоводства

Мокош – божество плодородия

Верили в домовых, русалок, леших, водяных

Г) Работа с новыми понятиями

--Запишите в словарики новые понятия, с которыми вы столкнулись в п.4. (Идол, волхвы)

-- Что они означают?

Идол – статуя языческого бога

Волхвы – люди, умеющие общаться с богами

5. Общественный строй и управление. (слайд 19)

А) Объяснение учителя.

-- Первоначально славяне жили кровнородственными общинами. Дайте определение этому понятию.

--- Но затем её сменила соседская община – вервь.  (запись в словарики)

-- Позднее перестала действовать власть родового владыки. Теперь люди все вопросы решали на общем совете – ВЕЧЕ. (запись в словарики) (слайд 20)

-- У восточных славян не было специальных отрядов профессиональных воинов. В случае опасности с врагами сражалось всё мужское население- народное ополчение.(слайд 21)

 --- Обратите внимание на схему (слайд 22)

-- Итак, согласно плану мы изучили новый материал.

IV. Закрепление изученного материала

Продолжите предложения…. (слайд 23)

1. Предками русского, украинского и белорусского народа являлись…(Восточные славяне)

2. Основными занятиями этих племен были…(Земледелие, скотоводство, ремесло, охота и рыболовство )

3. В своей трудовой деятельности использовали следующие орудия труда…(Соху, борону и серп)

4. По религиозным верованиям племена были…(Язычниками)

5. Изображения славянских богов назывались…(Идолы)

6. Высшим органом власти у славян было…(Вече)

V. Итог урока. Сообщение домашнего задания. § 2, выучить определения, тетрадь на печатной основе № 2 с. 4, №5-6 с. 7-8. (слайд 24)

 

Скачать текст

Скачать презентацию (Облако.Mail)

Категория: Материалы к урокам | Добавил: Igor (09.02.2015) | Автор: Федосенко Ирина Анатольевна
Просмотров: 4950 | Теги: 6 класс, История России | Рейтинг: 1.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Вход на сайт
Поиск
Участник конкурса
Праздники

Profilaktika grippa
ELEKTRONIYJURNAL
DobrovolciRossiiRF

GTO