Размер шрифта: A AA Изображения Выключить Включить Цвет сайта Ц Ц Ц Х
Главная | Регистрация | Вход | RSSПятница, 15.12.2017, 20:54

МБОУ "Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 им. Г.И. Шелехова"

Вход
Меню сайта
Категории раздела
Cтатьи [11]
Материалы к урокам [34]
Классный час [3]
Праздники [1]
Внеурочные мероприятия [6]
Статьи
[21.06.2017][Cтатьи]
Методические рекомендации по профилактики зацепинга среди несовершеннолетних (0)
[07.06.2017][Материалы к урокам]
Видеоматериалы по профилактике электробезопасности (0)
[07.06.2017][Материалы к урокам]
видеоматериалы по профилактике электробезопасности (0)
Заходите на форум
  • Предложения по разделу "Конкурсы" (0)
  • Предложения и жалобы (1)
  • Тестовая тема (0)
  • Опрос
    Что Вы ищите на сайте?
    Всего ответов: 69
    Опрос
    Вы являетесь
    Всего ответов: 88
    Наш опрос
    Оцените наш сайт
    Всего ответов: 138

    Каталог статей

    Главная » Статьи » Cтатьи

    История школы №1 им. Г.И. Шелехова

    История школы

        Рыльская средняя общеобразовательная школа №1 имени Г.И.Шелехова была открыта 1 сентября 1881 г. на основании Высочайше утверждённого мнения Государственного Совета, состоявшегося 7 апреля 1881 г. (В то время это мужская прогимназия).

                Ко дню открытия прогимназии не было ещё готово занимаемое ею теперь здание, так что первый учебный год она помещалась в наёмной квартире, в доме В.И.Аристархова. Прогимназия открывалась в составе только двух классов приготовительного и первого и при небольшом количестве учеников (28).

                К 1 августа 1882 г. прогимназия перешла в занимаемое ею теперь помещение. Этот дом вместе с усадьбой был приобретён городом для прогимназии от бывшего земского врача Гавриловича.    

       В 1884 г. открыт был четвёртый класс, а в 1897 году прогимназия преобразована в шестиклассную, всё настоятельнее вставал вопрос о её преобразовании в гимназию.

             В 1903 г.  в Рыльске был торжественно открыт памятник Григорию Ивановичу Шелехову, и прогимназии было присвоено имя именитого гражданина. Он исследовал побережье Охотского моря, берега Аляски, острова Тихого океана, за что был награждён Екатериной II в 1788 г. золотой медалью, голубой лентой и похвальной грамотой. По преданию, недалеко от гимназии стоял родительский дом Григория Ивановича. До Великой Отечественной войны на фасаде школы была мемориальная доска, на которой было высечено: «Здесь родился русский мореплаватель Г.И.Шелехов: 1747-1795гг.», прогимназия стала называться гимназией, так как увеличилось число классов. К этому времени расширилось и здание школы с восточной стороны. К ней пристроили часть, равную 1/3 настоящей в то время школы. Был проект ещё больше расширить здание школы, но началась империалистическая война и проект не был осуществлён.

       

              С 1 сентября 1881 г. по 1 сентября 1891 г. поступило 208 человек, которые по сословиям распределялись следующим образом:

               --дворяне и дети чиновников – 114 человек;

              --духовного звания – 9 человек;

              --купцов и почётных граждан – 35 человек;

             --мещане – 26 человек;

            --крестьяне – 20 человек.

           Стоимость обучения одного ученика: 1884 г. – 213 рублей 2 копейки;

    1890 г. – 246 руб.53коп.; в среднем 217 рублей 5 копеек.

               Преподавали в это время такие предметы: закон божий, русский язык с церковно славянским; латинский и греческий языки, арифметику, алгебру, геометрию, географию, историю, французский и немецкий языки, чистописание, рисование, гимнастику, хоровое пение.

                 Преподавали Советники, статские советники, священники, коллежский асессор, титулярный советник, канцелярский служитель.

                С Рыльском тесно связана судьба замечательного человека, педагога, учёного, публициста Мартина Матвеевича Хостника, который почти 50 лет прожил на рыльской земле.

                 Мартин Матвеевич Хостник родился в 1853 году в Словении, в деревне Шмартно, недалеко от Любляны, в семье крестьянина. На своей родине он с отличием окончил гимназию, но в связи с тяжелым материальным положением сразу продолжить учебу не смог и вступил в пехотный полк, писал статьи в газеты. Однако военная служба не пришлась ему по душе, и он её оставил.

     Учебу продолжил в Любляне, а затем окончил Венский университет. В то время Словения входила в со­став Австро-Венгрии, кото­рая проводила политику оне­мечивания словенской нации, на что словенский на­род отвечал своим неповино­вением. Мартин Хостник и прогрессивная обществен­ность возлагали большие на­дежды в освобождении Сло­вении от австро-венгров на своих соплеменников - рус­ский народ, Россию.

               В 1879 году, в 26-летнем возрасте, Мартин Матве­евич Хостник эмигрировал в Россию. В 1880-м он экстерном сдал экзамен в Харьковском университе­те и  получил русский диплом. Можно себе представить, насколько хорошо знал Мартин Матвеевич русский­ язык.

              После окончания университета он получил направление в  Воронежскую губернию, в город Борисоглебск, в мужскую прогимназию. Здесь он подружился с Владимиром Родионовичем Домбровским, которого вскоре назначили инспектором в Рыльскую мужскую прогимназию; вместе с ним в 1882 году приехал в Рыльск и М.М. Xостник, которого назначили учителем немецкого и французского языков.

                

                С этого времени его жизнь была связана с нашим городом. Здесь он женился на дочери священника - Александре Владимировне, и ему было выделено две комнаты в здании прогимназии. Кроме педагогической деятельности, он занимался публицистикой. Публиковал статьи в словенских газетах и журналах, призывая словенский народ к национально-освободительной борьбе. Благодаря своему трудолюбию, Мартин Матвеевич улучшил свое материальное положение и в 1887 году купил усадьбу на улице Репинской, а весной 1888 года начал строить себе дом.

    Летом 1899 года у Мартина Матвеевича случилось большое горе: умерла его жена. Вся забота по уходу за детьми легла на его плечи. Детей в семье было пятеро - три дочери и два сына. Однако, несмотря на такое положениe, он, кроме преподавания в гимназии, занимался научной деятельностью.

    В 1901 году М.М. Хостник впервые в истории издал словенско-русский и русско-словенский словари, а также «Грамматику словенского языка». Эти труды были выcoко оценены Российской академией наук. Мартину Матвеевичу Хостнику была присуждена премия в размере 400 рублей серебром.

    В сентябре 1891 года мужская прогимназия отмечала своё десятилетие, и был издан «Исторический очерк Рыльской прогимназии за период десятилетия ее существования», в котором были перечислены с краткой характеристикой все ее преподаватели. Читаем: «Надворный Со­тник Мартин Матвеевич Хостник, обучался в Венском университете, на службе в прогимназии 9 лет, преподает французский и немецкий языки, гимнастику, награждён: св. Станислава 3 степени». Из этого документа мы видим, что он даже преподавал гимнастику.

              Все эти годы М.М. Хостник занимался переводами и писал филологические статьи. Российская академия наук предлагала ученому-слависту преподавательскую работу в высших учебных заведениях, но он не хотел покидать

    полюбившийся ему старинный город, уютный дом и прекрасный, выращенный своими руками сад, в котором росли яблони и груши, красная и черная малина, крыжовник исмородина. Он проводил ботанические опыты по овощеводству и цветоводству. У него в саду росли десятки сортов роз. За выведенные экспонаты он награждался грамотами.

       Однако, нельзя не отметить, что, кроме всех перечисленных его трудов и занятий, он находил время заниматься общественной деятельностью. Участвовал вместе с преподавателями Е.А. Глебовой и Н.П. Малышевым в выпуске газеты «Рыльский листок», в которой помещал свои статьи и заметки на разные темы. М.М. Хостник много раз избирался гласным в Рыльскую городскую Думу. В 1903 году решением городской Думы Рыльская мужская прогимназия была преобразована в полную мужскую гимназию, которой было  присвоено имя именитого гражданина города Рыльска мореплавателя, «Колумба Российского» Г.И.Шелихова. Мартин Хостник принимал также участие вместе с депутатами (гласными) и жителями города Рыльска в сборе средств для изготовления и установки памятника Г.И. Шелихову. В 1905-м и в последующие годы Хостник вёл борьбу с черносотенцами.

    В 1911 году гимназия торжественно отмечала свое и тридцатилетие и тридцатилетие педагогической деятельности Мартина Матвеевича. Его деятельность была  отмечена губернской и уездной властями, а также десятками благодарственных писем от учащихся, бывших выпускников и их родителей. После октябрьского большевистского переворота Хостник продолжал преподавательскую работу в Единой трудовой школе 2-й ступени, носившей такое чудное название после гимназии.

    В 1923 году М.М. Хостник ушел на пенсию. Ему первому Совнарком назначил персональную пенсию. В то время она присуждалась «выдающимся, высшей квалификации лицам, оказавшим Республике незаме­нимые услуги».

    Выйдя на пенсию, Мартин Матвеевич занимался са­доводством, однако он не мог отойти от общественной деятельности. В его доме проходили музыкальные, и ли­тературные вечера, в личной библиотеке, насчитываю­щей около 20 тысяч книг, люди брали для чтения кни­ги. Несмотря на тяжелые годы, он не падал духом и старался жить полноценной жизнью.

    Умер Мартин Матвеевич 26 марта 1929,года в воз­расте 75 лет. Похороны превратились в великое ше­ствие. На Соборной площади был проведен траур­ный митинг. Его любили не только учителя и уче­ники, но и все рыляне. Он был прекраснейший пе­дагог, высокообразованный, культурный и всеми ува­жаемый человек.

    После смерти его сын Владимир Мартинович по завещанию отца подарил дом и прекрасную библио­теку «Рыльскому народному образованию». Он по­лучил название Дом учителя и был излюбленным местом встреч учителей, проведения конференций, учительских вечеров отдыха. Хорошо была развита художественная самодеятельность, работала библио­тека с читальным залом. Дом учителя действовал до 1989 года, до начала смутных времён. Затем внутри его была сделана перепланировка и в нем размести­лись мировые судьи. Прекрасный сад был уничто­жен и застроен еще раньше. Сейчас на бывшем доме М.М. Хостника прикреплена мраморная мемориальная доска с надписью: «Этот дом подарил рыльский учитель работникам просвещения, известный славянский прогрессивный деятель Мартин Матвеевич Хостник (1853-1929).

     

              Великая Октябрьская социалистическая революция открыла широкие возможности для поступления в эту школу детям трудящихся. Гимназия теперь стала называться Единой трудовой школой, в которой обучались как мальчики, так и девочки. Помимо общеобразовательных дисциплин в школе осуществлялось трудовое воспитание. Так мальчиков обучали переплётному и сапожному делу, а девочек – кройке и шитью. Единая трудовая школа просуществовала до 1929 г., затем школа была переименована в школу с коммерческим и педагогическим уклоном. Учились в ней 9 лет. В 1930 г. девятилетка была реорганизована в десятилетку.

             До Великой Отечественной войны школа была хорошо оборудована всем необходимым. В школе имелись кабинеты физики, химии, биологии, имелся живой уголок, при школе был земельный участок с огородом и садом, урожаи которых шли на горячие завтраки учащихся.

             Школа располагала богатой библиотекой, которая была укомплектована отечественной и зарубежной литературой.

              1933-34 годы. Голод и холод отразились и на школе. Школа отапливалась плохо, в классных комнатах холод иногда становился невыносимым. Ученики и учителя занимались в пальто, платках, чернила замерзали, руки коченели. Учебников, письменных принадлежностей и пособий было очень мало: по одному учебнику на 3-6 человек. К тому же в школе обучались дети из сёл, что ещё в большей степени осложняло возможность пользования учебниками. Детей этих к школе не подвозили. Они с трудом добирались до неё сами, часто промокшие, озябшие, усталые. Однако к знаниям тянулись упорно, настойчиво преодолевая трудности пути.

                 Гордостью школы тех лет был созданный по инициативе учителей-энтузиастов уголок живой природы, занимавший 1-ый этаж  - южные классы. В нём уживались представители флоры и фауны юга и редкие экземпляры нашего края. Отапливались классы печками-буржуйками. Корм для животных приносили дети. Они же любовно ухаживали за ними: содержали в чистоте клетки, вели наблюдения и записи. Опыт работы уголка был известен далеко за пределами района.

                 Шли годы. Налаживались условия работы школы. Но грянула Великая Отечественная война. Выпускники с прощального вечера отправились в военкомат. Многие из них пали смертью храбрых, в том числе и учителя.

              За период временной оккупации г. Рыльска немецкими фашистами была уничтожена школьная мебель, учебно-наглядное оборудование и библиотека. Само здание школы было сильно повреждено. От неё остались полуразрушенные классы без окон, дверей и печей. Пришлось всё восстанавливать своими руками. Старшие закладывали оконные проёмы кирпичом, ремонтировали печи, двери. Младшие собирали по городу у разрушенных зданий кусочки стекла, кирпич, щепки и доски. Кое-чем остеклили рамы, побелили классы, подремонтировали печи, и в октябре 1943 г. приступили к двусменным занятиям. И тут нашли выход – стали ходить в лес: одни – собирали и пилили брёвна, другие – на своих плечах за 2-6 км носили в школу. Топили через день, чтобы отогревать у тёплой печи руки и разморозить чернила. Ни о каких тетрадях и учебниках не могло быть и речи: писали на уцелевших книгах, заучивали материал со слов учителя. Освещением в классах были каганцы с ватным фитилем.

                Довольствовались 300-граммовым пайком хлеба и стаканом чая с ложкой сахара. Последнее давалось детям, как горячий завтрак. Трудом неимоверных усилий, жертв и лишений страна залечивала раны и шрамы войны. Вместе с нею поднималась и школа.

                 В 50-е годы в школе была хорошо организована работа по оказанию помощи колхозам в уборке урожая, за что ежегодно получали благодарности и грамоты. Регулярно работали кружки по всем направлениям. Среди всех можно выделить работу кружка «Юных натуралистов», в котором насчитывалось 35 человек. Руководитель кружка – Тихонова Екатерина Васильевна. Ребята ухаживали за кроликами, морскими свинками, цветами, а также кукурузой, картофелем, помидорами, сахарной свёклой. За активную работу некоторые члены кружка были награждены поездкой в Москву на ВДНХ.

                На базе школы неоднократно проводились семинары директоров школ как района, так и области. В 1956 году был проведён трёхдневный семинар директоров школ десяти районов области с целью изучения постановки учебно-воспитательной работы и обмена опытом руководства средней школы.

              В связи с введением политехнического обучения, в школе назрела необходимость в специальном помещении. Поэтому на заседании актива школы было решено построить мастерские силами учащихся. Для руководства стройкой был создан штаб строителей. В результате – мастерские были построены.

              В 60-е годы в школе особенно ярко проявилась тенденция к поисковой работе, причём по разным рубрикам:

    1.     Установление Советской власти в Рыльске.

    2.     Боевой путь 1-ой Конной Армии.

    3.     Боевой путь 121 стрелковой дивизии, освобождавшей г. Рыльск.

          С целью сбора информации ученики переписывались с ветеранами, встречались с ними, ходили в походы по местам их боевого пути. Так, поисковая группа по местам боёв Первой Конной Армии проехала на велосипедах путь, равный 3431 км в течение 38 дней под руководством Проценко Л.П. За время похода было сделано около 700 фотоснимков, собрали множество самых разнообразных документов. Всё, что было собрано о конармейцах, с трудом уместилось на 16 стендах нашего школьного музея.

            Двенадцатидневный поход был совершён по пути 121 стрелковой дивизии. Поход был смешанный: ребята прошли много пешком, проехали на машине и поезде от Рыльска до Киева, где встречались с ветеранами, обменивались сувенирами, фотографиями.

            Итог всему – музей «Боевой славы», где сейчас проводятся экскурсии как для своих школьников, так и для гостей.

          Долгое время бессменным руководителем музея «Боевой славы» была Адамова Нина Григорьевна.

            Особенно большое мероприятие было в 1881 году – в день столетия школы. Предварительно была проведена большая работа. Приехали бывшие ученики, школа получила поздравительные телеграммы, открытки, письма, фотографии, ценные подарки, воспоминания бывших учеников.

    В последующие годы школа развивалась, росла, совершенствовались её замечательные традиции. Были пристроены учебные мастерские и кабинеты, типовой спортивный зал. Обновилось оборудование и оснащение техническими средствами обучения учебных кабинетов и мастерских. Школа одна из первых стала работать по кабинетной системе. Опыт этой работы  изучался и перенимался коллективами других школ района и области. Коллектив школы систематически совершенствовал постановку учебно-воспитательного процесса, перенимал передовой опыт сам и был зачинателем ряда традиций, новых форм учебно-воспитательного процесса.

    Первый в районе лагерь труда и отдыха учащихся, предметные недели, многодневные походы по местам боевой и трудовой славы, сбор интереснейших материалов об установлении Советской власти в Рыльском уезде, памятные встречи с ветеранами партии, комсомола, пионерского движения, гражданской и Великой Отечественной войн, незабываемые по силе воспитательного воздействия, эмоциональной насыщенности Ленинские уроки, торжественные линейки, факельные шествия, ежегодные традиционные праздники школы не могли не оставить глубокий след в памяти бывших воспитанников школы.

    За годы своего существования школа имени Г.И. Шелехова воспитала тысячи юношей и девушек, дала им широкое разностороннее образование. Многие выпускники школы стали видными учёными, писателями, крупными военачальниками, руководителями заводов и фабрик, предприятий и учреждений, колхозов и совхозов, врачами, артистами, инженерами, учителями.

    Школа гордится своими выпускниками. Среди них Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, почетный член ряда зарубежных академий наук, крупнейший специалист в области металловедения, выдающийся советский физик академик Курдюмов Георгий Вячеславович,  крупный ученый, доктор исторических наук, заслуженный деятель науки РСФСР Мавродин Владимир Васильевич, Герой Советского Союза, доктор юридических наук, профессор МГУ Ткачевский Юрий Матвеевич,  генерал-лейтенант Крутиков А.Н., генерал-лейтенант авиации  Проценко Н.М., генерал-майор Попов И.П., доктор технических наук Посик Л.Н., «флагман Красного флота» Домбровский А.В., крупный инженер, трижды лауреат Государственной премии СССР Терлецкий Н.А., ведущий инженер-авиаконструктор Богданов В.И., кандидаты наук Путырский Е. Н., Яковлева Е.Г., Петрикеев Д.И., Гейдельман С.Ф., Павлюченко А.А., Мельников Т.Н., Соболев В.Н.,Шкодкин И.В., Дашков В.Н. , лётчик-истребитель Виктор Клыков,совершивший воздушный таран и павший смертью Героя во время Великой Отечественной войны, художник Ленинградского Государственного  академического театра оперы и балета им. С.М. Кирова Сенаторский С.В., погибший при защите Ленинграда, военный лётчик первого класса Коломыцев В.В., Геннадий Анатольевич Карманов и многие другие.

    Гордостью школы является творчески работающий коллектив. В настоящее время здесь трудятся 59 учителей, из которых-51 имеют высшее образование. 22 педагога 1 квалификационной категории, 10-высшей. Имеют звания «Отличник народного просвещения» - 6 человек, «Почетный работник общего образования» - 8 человек. Администрация нашей школы – директор Татьяна Алексеевна Варфоломеева, завучи  - Толкачёва Светлана Александровна, Ткачёва Надежда Михайловна, Ворожбит Татьяна Ивановна, Баранова Нина Ивановна.  Одним из важных показателей профессионального роста педагогов являются публикации методических статей в журнале «Педагогический поиск» учителей Ермоленко Е.А. и Цуканова О.А. На областном конкурсе «Учитель года» Рыльский район представляли: Цуканов О.А., Маслова Е.Л.Победителями конкурса лучших учителей РФ Приоритетного Национального проекта «Образование» стали: учитель биологии Маслова Е.Л., учитель начальных классов  Ермоленко Е.А.

    Выпускники нашей школы в настоящее время работают в стенах родной школы: Небогатых Ирина Николаевна, Петровская Галина Алексеевна, Нальковская Елена Станиславовна, Ермоленко Елена Александровна, Пелипенко Татьяна Анатольевна, Маслова Елена Леонидовна, Коренская Любовь Владимировна.

    За последние годы в школе накоплен положительный опыт локальных  изменений, которые дали возможность учреждению сделать шаг вперёд и в укреплении материально-технической базы школы.

    В 2008 году оборудована спортивная площадка, лингафонный кабинет. Модернизирован компьютерный класс, приобретены: 5 компьютеров, 5 ноутбуков, мультимедийный проектор,  спортивный инвентарь, 10 швейных машинок, новая мебель для столовой, кабинет физики, географии, русского языка, литературы, начальных классов, оборудованы мастерские.

    С 2007 года одним из основных направлений Программы развития школы  стало получение лицензии на профессиональную подготовку водителей транспортных средств категории «В». Была подготовлена нормативно-правовая база, оборудован класс по изучению устройства и технического обслуживания автомобиля, правил дорожного движения, приобретён и укомплектован учебный автомобиль.

    Скачать презентацию (Облако.Mail)

    Категория: Cтатьи | Добавил: Igor (13.03.2013) | Автор: Федосенко И.А., Худякова О.И.
    Просмотров: 1805 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 0.0/0
    Всего комментариев: 0
    Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
    [ Регистрация | Вход ]
    Поиск
    Рекомендуем
    Праздники
    Участник конкурса
    Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz

  • Kursk State University
                            
    Copyright РСОШ №1 © 2017